Резонансные нормативы

К ближайшему заседанию Думы готовится проект решения о внесении изменений в действующие местные нормативы градостроительного проектирования. Его обсудили на депутатских слушаниях в понедельник.
Вопрос достаточно широкий, речь идет о приведении этого местного акта в соответствие с новыми требованиями федерального законодательства. Так, по словам директора департамента архитектуры и градостроительства Игоря Медведева, вводятся новые понятия: региональные нормативы и местные нормативы, предлагаются новые нормы озеленения — 6 кв. м на человека. Сама структура документа будет другой, нежели действующие нормативы. И эти все изменения, судя по заседаниям комитетов, будут приняты. Но есть острые темы, которые продолжают вызывать резонанс: необходимость обеспечения города достаточным количеством школьных и дошкольных образовательных учреждений и количество машино-мест на квартиру в новых строящихся жилых районах. Их и вынесли на обсуждение, пригласив большое количество проектировщиков и застройщиков.
Департамент вместе с профильным комитетом городской Думы по собственности, приватизации, землеустройству, градостроительной и архитектурной деятельности по количеству мест для парковок предложил радикальное решение: два на одну квартиру. Напомним, что в 2012 году были приняты нормы: одно место на квартиру для исторического центра города и 0,75 места для всей остальной территории Краснодара. Тогда эти изменения проходили долго и непросто, застройщики и их сочли слишком высоким требованием. Еще года два дома и районы строились по проектам, которые были утверждены до введения таких норм, и только с 2014 года они постепенно начали действовать в полную силу. И вот — попытка нового поворота событий. Руководствовались разработчики национальными стандартами РФ — экологическими требованиями к объектам недвижимости.
Дискуссия на слушаниях была горячей. Обозначились две позиции: оставить все как есть и увеличить, как предлагается в проекте.
Руководители крупных компаний Сергей Иванов и Геннадий Ушаков, два бывших главных архитектора города Юрий Щербинин и Игорь Головкин, заместитель председателя региональной организации Союза архитекторов России Семен Галкин постарались донести до депутатов свои мнения. Речь шла и о нынешнем сложном состоянии строительной отрасли. Если принять новую норму, оно еще усугубится, и тогда можно прогнозировать появление новой волны обманутых дольщиков.
В пример приводились действующие федеральные нормативные акты, которым предлагаемые изменения в корне бы противоречили, — ГОСТы, СанПиН и прочее. И тот факт, что мы еще не успели толком поработать по нормам, действующим сейчас, ведь они приняты совсем недавно. Предлагали посмотреть опыт передовых городов — например, в Казани и Санкт-Петербурге такая норма составляет 0,6 машино-места на квартиру, а в Москве — 0,63.
Приводились примеры, когда дома построены, а граждане не покупают места в паркингах, и те пустуют наполовину.
Звучали альтернативные идеи: если мы хотим разгрузить город от пробок, нужно строить перехватывающие паркинги на четырех въездах в Краснодар. Или — одно из предложений, озвученных Семеном Галкиным: рассчитать нормативы количества машино-мест на квартиру, опираясь на уровень автомобилизации населения.
При этом представители компаний благодарили за приглашение высказаться на слушаниях, ведь именно в таких спорах рождается истина.
Мнения депутатов разделились. Председатель комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Вадим Дьяченко выступил сторонником наведения порядка и нового норматива, свою позицию он в нескольких выступлениях обосновал так:
— Сколько ни призывай пересесть на общественный транспорт, люди со своими машинами не расстанутся. Мы идем к тому, что у нас будет в среднем две машины на каждую семью. Тем более что в новых районах, для которых вводятся нормативы, покупать жилье станут экономически активные граждане.
Источник: газета «Краснодарские известия»
Другая сторона вопроса. Вы говорите о том, что строительство остановится, но у нас в городе и так сейчас наблюдается переизбыток жилья. А мы не успеваем за вами с социальной и инженерной инфраструктурой.
Мнение первого заместителя председателя городской Думы Виктора Тимофеева, который возглавляет комитет, организовавший слушания, по собственности, приватизации, землеустройству, градостроительной и архитектурной деятельности, было основано на том, что в течение двух месяцев депутаты изучали всю территорию Краснодара, особенно — его спальные районы. По вечерам — ни пройти, ни проехать, в том числе есть опасность, что не смогут проехать машины экстренных служб — пожарные, «скорые» и так далее. Если еще два-три года ежегодно возводить по полтора-два миллиона квадратных метров жилья, то город просто «ляжет». При этом Виктор Тимофеев высказался за поиск баланса интересов отрасли и города: «Мы должны думать не на два-три года, а на 30-40 лет вперед, давайте искать настоящий баланс».
За это выступил и депутат Дмитрий Коломиец: «Я прекрасно понимаю застройщиков, но давайте тогда предложения, которые устраивали бы и вас, и жителей. Мы должны понимать, что у нас автомобилизация выше, чем в других городах, по количеству машин на душу населения».
«Мы должны принять решение и в интересах избирателей, и не в ущерб хозяйствующим субъектам», — считает председатель городской Думы Вера Галушко.
Депутат ЗСК Батырбий Тутаришев назвал обсуждаемый вопрос очень серьезным, настолько, что пока даже Госдума отложила его обсуждение для дальнейшей проработки. Чтобы самим себе не создавать трудности, необходимо подождать, что будет принято на федеральном уровне.
Поскольку на слушаниях прошла дискуссия и о нормативах для строительства детских садов и школ и она выявила главную проблему — финансирование этого процесса, Батырбий Тутаришев предложил создать специальную систему, которая бы позволила аккумулировать средства на эти нужды, тогда город мог бы проводить торги. Кроме того, опытный строитель вернул всех и к проблеме строительства инженерных сетей. Этим необходимо заниматься.
Дискуссия по строительству школ оказалась острой, так как все понимают необходимость решения этой задачи. Депутаты, например Наталья Альшева, приводили яркие примеры своих избирательных округов. По словам директора департамента образования администрации города Алексея Некрасова, в условиях сложившейся застройки нам необходимо еще 44 тысячи школьных мест. Подробно разобрали перспективы строительства школ в Восточно-Кругликовском и Московском микрорайонах.
Позицию по всему комплексу обсуждаемых предложений высказала первый заместитель руководителя департамента архитектуры и градостроительства администрации края Александра Устроева. Что касается нормативов по школам и детским садам: есть Генеральный план Краснодара, в нем заложены нормы, которые определены на основании переписи населения. Другого документа сейчас нет, поэтому нет и оснований вносить изменения в местные нормативы градостроительного проектирования. Такая возможность появится, только если соответствующим образом будет откорректирован Генплан.
Что же касается предлагаемых норм по машино-местам на квартиру, то Александра Устроева сочла их явно завышенными и соответствующими 600 автомобилям на 1000 человек, тогда как у нас 400-430. Кроме того, такая завышенная норма нарушит СанПиН и некоторые другие нормативы. Есть и еще один аргумент против повышения норматива прямо сейчас: принятый ранее еще не успел нормально поработать, его даже пока нельзя оценить, а менять слишком часто нормативы было бы неправильным, строители и проектировщики не смогут за этим поспевать.
И — самое главное: недавно министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил, что весь 2017 год будет посвящен созданию нового свода правил в строительстве и благоустройстве. Может, нужно этого дождаться?
Итоги слушаний подвела Вера Галушко:
— Спасибо профильному комитету за принципиальную позицию в отношении будущего нашего города. Но предлагаю повременить с принятием нового норматива, учитывая, что эти вопросы будут рассматриваться в Государственной Думе, и что прозвучала информация о том, что предлагает Минстрой. Недавно на одном из совещаний в крае губернатор Вениамин Кондратьев предложил также не менять в Краснодаре эти нормативы, потому что они еще не работали. Но мы при этом не должны стоять на месте. Необходимо создать рабочую группу. Пусть она начинает делать расчеты. И в следующем году вернемся к рассмотрению этого вопроса.
Это означает, что обсуждение темы обязательно продолжится, потому что баланс интересов здесь, судя по всему, еще предстоит найти. Кроме того, мы пока не знаем, какими будут федеральные решения, насколько они помогут в поиске этого баланса краснодарцам, но опираться предстоит именно на них.