Виктор Тимофеев: «Я обычно делом живу. Все пропускаю через себя…»

Виктор Тимофеев – человек крупный во всех отношениях. И по должностным обязанностям – первый заместитель председателя городской Думы Краснодара, возглавляющий ее ключевой комитет по собственности, приватизации, землеустройству, градостроительной и архитектурной деятельности. И внешне – русских богатырей с него писать: ростом 196 см, в метр шаг – это если без особой спешки. И при этом – легкий на подъем, принципиальный в решении проблем, неутомимый в работе. Он к тому же руководитель общественной приемной Краснодарского местного отделения партии «Единая Россия».
Словом, день у Тимофеева расписан по часам, однако нам удалось на целых два часа с Виктора Викторовича «снять галстук». Так что читатели «Кубани сегодня» многое о нем узнают первыми.
Например, о том, что Виктор Тимофеев – краснодарец в третьем поколении: семья Тимофеевых проживает в кубанской столице половину из 225 лет, которые отметит в этом году город – горячо любимый Виктором Тимофеевым.
О том, что его прапрадедушка по маминой линии был мэром Владивостока, которого отличало умение разумно хозяйствовать.
А также о том, что наш собеседник мечтал стать лесником и, собственно, стал им. Он убежден (и не безосновательно!), что в Краснодаре надо высаживать в основном липы, клены и сосны: полезно, красиво и экономически выгодно. К тому же Виктор Тимофеев имеет непосредственное отношение к изданию прекрасных книг о героической истории казаков Екатеринодара.
Но обо всем по порядку…

Никакой химии

– Виктор Викторович, вам вот-вот 50. Чувствуете возраст?
– Честно сказать, не задумываюсь. Некогда. Столько всего интересного вокруг. Единственное, годы ощущаешь по детям – уже взрослые…
(У ВВТ их четверо – три дочери и сын. Анна, Виктор и Ника – студенты, а Соня – школьница).
– Каким был школьник Витя Тимофеев? Что вспомните?
– Излишеств не было. Обычная семья интеллигентов: мама Инна Анатольевна работала замначальника отдела экономики в «Крайагропроме», отец Виктор Антонович всегда был инженером-траспортником. Учился я в 34-й школе, что на ул. Садовой и Казачьей. Помню, как вместе с друзьями играли во дворе, бегали, прыгали, даже купались в Карасунах – тогда было можно. В школе хорошо учился. Любимые предметы – математика, физика, география, природоведение. Классрук Валентина Петровна вела химию, но предмет этот точно никогда не был моим. Не умею химичить – до сих пор.
После школы в 1986 году поступил в наш сельхозинститут. Через год – призвали в армию. Отмазываться тогда и в голову не приходило – стыдно было. Раньше считалось, если ты не пошел в армию – ты не мужик. И я никогда не был «желторотиком». Отец, как человек из села, много не говорил – в основном делал. На селе же как: сделал – выжил, нет – голодай…
Лет в 16 я уже имел пятилетний (!) опыт сельхозработ. Где-то с 25 мая по середину июня ежегодно отец по дороге на работу завозил меня на нашу дачу на 12-м километре Ростовского шоссе. Он тогда главным инженером 3-й автобазы работал. И до его возвращения – часов 5-6 я должен был собирать клубнику – 3 сотки было под ней. Чтобы она хорошо плодоносила, каждые 2-3 дня я собирал урожай, и каждый день поливал. Тогда ни капельного орошения, ни еще каких спецполивов не было – шланг в руки, и вперед. В общем, по сей день я не большой почитатель клубники, люблю черешню и абрикосы. Причем сам выращиваю на даче у себя. Я там всего насажал – и древовидный пион, и сосны, и абрикос, и черешню, и грушу… Я всегда любил природу. Мечтал стать лесником, даже в Тимирязевку одно время поступать решил. Но отец моей романтики не разделял: «Кто будет ремонтировать газоны, ифы, зилы, камазы? Поступай в наш сельскохозяйственный институт на инженера–механика, там и о лесе узнаешь…»
Стандартное поступление в институт, стандартная служба в армии – два года от звонка до звонка водителем пожарной машины и КАМаза-«хозяюшки», на которой перевозилось все, что можно. Служил на ростовском аэродроме, задача была – профилактика и тушение пожаров. Раза четыре приходилось тушить – слава богу, обошлось без жертв.
После армии, когда продолжил учебу в сельхозе, отец подарил мне некий конструктор машины: старый кузов ГАЗ-24, к которому требовался новый двигатель, нужно было ремонтировать мосты. Это сейчас я понимаю все его уроки: он давал мне удочку в руки и смотрел на мои действия, подсказывал, помогал вставать на ноги. Кстати, с его помощью я со временем довел машину до ума и она неплохо ходила…

Школа жизни
– Параллельно с учебой я работал в «Кубаньгрузсервисе». У меня всегда было отдельное подразделение, и спрос с меня был такой же, как с любого руководителя подразделения: предоставь бизнес-план, набирай команду, работай на результат, ищи партнеров. Когда надо было ехать в самые сложные и ответственные командировки, посылали меня. Несколько раз в месяц в Москву, Питер. (Как вспомню тогдашний салон самолета: сидения сделаны под среднестатистического человека, ну никак не под мои ноги?!) В Набережные Челны летал, наверное, раз в два месяца – при том, что прямого рейса никогда не было, и обычно на 4-5 дней на огромный завод КАМаз, по которому (я застал еще), рейсовые автобусы ходили. Сегодня, сохранилось, увы, только название. В КАМазе все стоит иностранное – наши только кабины штампуют и делают раму. Коробки, топливная аппаратура, тормозная система – Германия, двигатели – американские…
– Вы об этом говорите с болью в душе?
– А как?! Слава богу, сегодня потихонечку «запрягаем», за что Путину надо поставить памятник. Западные партнеры хотели нас плавненько экономически задушить. Получалось. Наши предприятия сплошь уничтожались, поскольку не выдерживали конкуренции, и как ни старались и законодатели, и исполнительная власть на местах – были бесправны, по сути. А сегодня выход остался один – восстанавливать свое производство, сельское хозяйство. Надо отдать должное бывшим губернаторам
– Н.И. Кондратенко и А.Н. Ткачеву, а также нынешнему главе администрации Краснодарского края В.И. Кондратьеву, которые сделали все возможное для сохранения сельского хозяйства в регионе – сегодня успехи наших аграриев очевидны.
– У Вас такая загрузка, откуда же взялось еще и депутатство?
– В 2004 году я получил еще и юридическое высшее образование. Реально чувствовал нехватку знаний для работы: я такой человек по своей натуре – должен во все вникнуть. Тогда же защитил кандидатскую диссертацию. И по-прежнему много летал по стране. Предприятие тогда было дилером КАМаза как по грузовым, так и по легковым машинам. В частности, автомобиля «ОКА». По заданию департамента соцобеспечения края в течение лет пяти мы закупали где-то порядка 2,5 – 3 тысяч автомобилей и выдавали их льготной категории граждан – ветеранам и инвалидам. К тому же по заявке департамента «подгоняли» машину под возможности каждого инвалида и год ее технически сопровождали. То есть, по сути, выполняли услугу для государства. Каждый день – по 10 машин.
И вот тогда я на себе испытал, что работать с людьми – не так просто, как кажется. Ветераны приходили часто большими семьями, и поскольку на территории стояло несколько десятков одинаковых белых «Окушек», некоторые просто терялись при выборе: хочу эту, эту не хочу… При том, что пакет документов был заранее подготовлен. Мои первые уроки общения с горожанами, когда надо было, не обидев никого, убедить, не прошли бесследно: именно этот опыт работы с населением сподвиг меня баллотироваться в депутаты городской Думы.

Депутат – работа без перерыва
– Что главное в работе депутата – принимать решения?
– Принимать решения могут многие. Брать на себя ответственность за принятие этих решений – далеко не все. Я обычно делом живу: если взялся, то иду до конца.
– Депутат 2005 года Тимофеев и депутат 2015 года Тимофеев – это разные люди?
– Колоссальная разница. Идеалист в 2005 и достаточно хорошо понимающий всю структуру и ответственность в 2015-м, если к работе относиться так, как я понимаю – все пропуская через себя.
Начинал с депутата гордумы от Центрального округа, а точнее от той его части, которая в народе именуется «Дубинкой». Работал с населением частного сектора, где, как вы понимаете, каждый собственник. Этот опыт научил меня многому. Помню, когда по просьбе жителей улицы я начал решать проблему с прокладкой трубы ливневой канализации, дошло до анекдота. Каждому хотелось, чтобы труба подходила ближе именно к его подворью. И когда все сошлись на том, что она все же не может быть зигзагообразной, снова кто-то был не согласен: – «Тогда соседи пусть мне заплатят разницу за использование моего участка» . – «За что? У тебя же канализация будет, ты же мучаешься оттого, что ее нет?». «Та и хрен с ней, мучился столько лет, и еще помучаюсь…» (Смеется)
Еще раз подчеркну, что частный сектор – это особая категория людей. Но плюс ее в том – если увидели, что ты реально бьешься, отстаиваешь интересы жителей, примут и будут доверять. Кстати, сейчас в городе приводится в порядок огромное количество придомовых территорий. И не просто благоустраивается, а комплексно реконструируется со строительством детских и спортивных площадок, созданием зеленых и прогулочных зон, чтобы каждый без исключения житель мог чувствовать себя по-настоящему комфортно.
Но почему-то о частном секторе такой заботы меньше – и это, я считаю, надо исправлять.
– Как строятся отношения между представительной и исполнительной властью?
– Горожане нас не разделяют, почему мы должны отделяться друг от друга?!Власть, с моей точки зрения, должна выстраивать вектор развития города, в первую очередь, выдерживая баланс между экономическими потребностями Краснодара и интересами жителей. Безусловно, интересы жителей должны превалировать, но разумно! Ведь можно выполнить пожелания жителей и при этом закрыть двери бизнесу. Но года через два, когда бюджет опустеет, граждане снова выразят недовольство? И наш ответ, что мы выполнили их наказ, вряд ли успокоит людей.
Ужасно не люблю, когда не профессионалы начинают «троллить» в интернете какие-либо решения, трусливо прячась за разными «никами», занимаясь открыто краснобайством и заигрыванием с «народными массами», разбавляя ложь и придумки полуправдой. При этом, как правило, за такими статейками, стоят те, кто ставит свои коммерческие интересы выше потребностей города и жителей.
Главное в работе депутата – уметь находить баланс. Не демагогию развивать, придумывая невероятные прожекты, а думать, принимать правильное решение с прицелом на будущее. И – работать, работать, работать.
Сегодня губернатор Кубани В.И. Кондратьев, глава города Е. А. Первышов, депутаты во главе с В.Ф. Галушко – все ставят во главу угла обеспечение жилых районов объектами социальной инфраструктуры: на текущий момент уже сформированы порядка 40 участков под детские сады, школы и лечебные учреждения.
Вообще, работа нашего комитета настолько врощена во все сферы жизни города – куда ни посмотри, если не напрямую, то опосредованно точно: коммуналка, торговля, зеленые зоны, ливневка, строительство. В прошлом году – опять-таки респект губернатору и мэру Краснодара, на программу «Городская среда» подтянули 1 млрд рублей! Когда такое было? На этот год пока выделено 350 млн, но глава города бьется за дополнительное финансирование, поскольку Краснодар занял третье место в стране по качеству освоения денежных средств. На них будем реконструировать и создавать 5 зеленых зон в Краснодаре: 50% у нас уйдет на благоустройство и озеленение общественных территорий, а другая половина – придомовых. Но, к сожалению, снова мнения наших жителей не сходятся: одни – за липы, другие – против: «капает на машины с них, сажайте тополя..». Но давайте прежде подумаем, чтобы не совершать глупостей: липа – это одно из самых экологически чистых деревьев, медонос, красиво цветет, пахнет, от цветов и листьев – польза. К тому же растет 100-150 лет, тогда как тополь – только 30-40 лет. А если мы посадим сосну, так она вообще живет 300-350 лет. Тут же еще вопрос экономики разумной должен быть. В прошлом году высажено было штук 300 сосен, и этот опыт, считаю, надо продолжать. Я у себя на участке 10 лет назад посадил полутораметровые молодые сосны и сейчас они метров 7-8 в высоту уже – красиво, а дышится как! Важно, на мой взгляд, высаживать не саженцы-малыши, часть которых погибает за время роста, а крепкие деревья по 5-6 метров, которые имеют стопроцентную гарантию устойчивости. И главное, мы сразу получаем результат – люди приходят в готовый парк. Вот вам экономика хозяйствования. Чем наш город отличается от обычной семьи? Да ничем! Просто в этой семье живет полтора миллиарда народу на годовой кошелек в 14, 4 млрд рублей.
– Вы чего-то боитесь в жизни?
– Наверное, предательства друзей и близких людей.
-А было такое?
– Конечно, было, как у всех.
Друзья – это и приятели, и знакомые?
– Совершенно разные вещи. Для меня друг – член семьи. Большинство друзей моих близких – со студенчества, армии.
– Вы любите свой город?
– Обожаю. Поэтому трачу столько жизненных сил на то, чтобы он развивался и процветал.
– Но сколько надо еще Краснодару, чтобы он становился комфортным во всех отношениях – социальная инфраструктура, дороги, гармоничная архитектура?
– Мы чуть отстали за бурным строительством с созданием инфраструктуры. Но покажите мне хотя бы один какой-то вид бизнеса, где бы все раскладывалось, как на тарелке с голубой каймой. Сегодня властью ведется диалог с застройщиками, и уже удалось добиться того, что те отдают свои земельные участки и строят на них школы, детсады, поликлиники. Мы убеждаем их в комплексной застройке. Тогда, кстати, частично разгрузим и дороги: мамы не будут возить детей в детские учреждения и обратно через весь город, как сейчас. Все должно быть в шаговой доступности для людей.
Те постановления и решения, которые принимаем мы, депутаты городской Думы, они в первую очередь направлены на создание комфортных условий проживания. Понятно, что есть непопулярные меры, на которые мы иногда вынуждены идти – к примеру, увеличение тарифов на какие-то виды бизнеса и т.д., но ведь это все идет в казну города, а дальше на эти средства, как в семье, и содержится город. Если учесть, что примерно 2/3 из городской казны уходит на социалку – образование, культура и все, что касается социальной обеспеченности, то нетрудно подсчитать, сколько остается на все остальные городские нужды. Поэтому, я убежден, надо пересматривать систему перечисления налогов на местный уровень. И в первую очередь, наши надежды связаны с краем – чтобы разрешили оставлять больше денежных средств в муниципалитете столицы Кубани. И тем не менее, согласитесь, если сравнить Краснодар 2005 года с нынешним, то город с каждым годом хорошеет на глазах!

Евгения Вольская, газета “Кубань сегодня”, 11.05.2018