Где найти подъемные для лифтов?

Тревожный сигнал пришел не из российской глубинки, а из Москвы: человек погиб из-за оборвавшегося лифта, причем не в ветхом аварийном доме, а в новостройке.
Лифты для тех, кто живет в многоэтажках, предмет повседневного обихода. Мы даже не замечаем, сколько раз ими пользуемся. Вздыхаем, когда по какой-то причине лифт не работает и приходится наверх идти пешком, особенно если еще с тяжелыми сумками. Между тем лифтовое хозяйство требует особых мер безопасности. Что сделано для этого у нас? Как проверяют состояние лифтов? По каким программам их ремонтируют и заменяют? «Вопрос, который волнует всех», – так оценила тему, внесенную на планерку заместителем председателя комитета по вопросам молодежной политики, спорта и туризма Галиной Барабанщиковой, руководитель краснодарского парламента Вера Галушко.
К обсуждению актуальной для любого города, где есть многоэтажки, темы пригласили не только чиновников, но и тех, кто несет ответственность: представителей управляющих компаний и нескольких фирм по обслуживанию лифтов: ООО «Сервис-Лифт», филиала «Южный» ООО «Отис лифт», ООО «Южная лифтовая компания».
По информации департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодара, 1272 краснодарские многоэтажки снабжены лифтами. Их на сегодняшний день 5366. Несколько лет назад, когда активно работали федеральные и краевые программы с софинансированием из городского бюджета, позволявшие проводить капитальный ремонт домов, замена лифтов, выработавших свой 25-летний срок эксплуатации, считалась одним из главных объектов. Наряду с ремонтом кровли. 402 лифта позволила отремонтировать программа капитального ремонта из средств фонда софинансирования реформы ЖКХ по знаменитому ФЗ-185. Но прошлый год стал последним для этой программы в части капремонта. Теперь по ней можно только переселять из ветхого и аварийного жилья, а для капремонта главной является программа регионального оператора, но она только на старте и вызывает много вопросов и справедливой критики граждан.
Стоимость ремонта одного лифта – почти 1 млн 800 тыс рублей. Столько граждане пока не накопили. В полмиллиона рублей, по оценке депутатов и экспертов, обходится капитальный ремонт одного лифта, но эта мера продлевает срок эксплуатации лишь на два-три года. Едва ли ее можно считать эффективной. Между тем все лифты проходят ежегодное освидетельствование. И на сегодня 933 из них требуют замены. Ситуация, мягко говоря, непростая. Ведь негодный лифт по техническому регламенту необходимо останавливать, а это в многоэтажном доме, особенно если этажей не пять, а гораздо больше, тем более для стареньких пенсионеров – целая драма. Человек уже просто не может выйти из дома.
Что делать? Где деньги взять? Когда на дворе кризис и каждая копейка в бюджете на счету, у собственников жилья лишних денег тоже нет.
Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса сейчас формирует краткосрочный план мер. На него потребуются средства. В том числе из местного бюджета.
Председатель комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Вадим Дьяченко уточнил, сколько расходовала городская казна на софинансирование тех программ, которые позволили заменить лифты. Каждый год это была своя цифра, но в среднем 25 процентов от общего финансирования, в 2015 году на софинансирование программы по ФЗ-185 было направлено из бюджета Краснодара 131 млн рублей.
– Если что-то, не дай бог, случится, кто будет нести ответственность? – уточнила Вера Галушко. Оказалось – управляющая компания, обслуживающая данный дом. Или же ТСЖ.
– Вопрос очень серьезный, – убежден заместитель председателя комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Михаил Самойленко. – У нас много домов с устаревшими лифтами. Уже сегодня их осматривают и грозят отключить.
Такая мера будет вынужденной и необходимой. Но понятно, что она родит массу обращений граждан.
– Львиная доля «возрастных» лифтов в крае приходится на наш город. Нужно готовить обращения в Законодательное собрание края, – предложил Михаил Самойленко.
Свою обеспокоенность нехваткой средств и отсутствием специальных программ замены лифтов (кроме региональной программы капитального ремонта за счет средств собственников, других пока нет) выразили многие депутаты: первый заместитель председателя городской Думы Виктор Тимофеев, председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и охране окружающей среды Аслан Нехай, председатель комитета по социальной политике и охране здоровья Галина Ермакова, секретарь этого же комитета Владимир Марянян, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Зорик Садоян, председатель комитета по связям с общественными организациями Владимир Недилько, член комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Павел Носаленко и другие.
Заместитель председателя комитета по вопросам молодежной политики, спорта и туризма Галина Барабанщикова обратила внимание, что говорить нужно о безопасности не только «возрастных» лифтов в старых домах, ведь известная недавняя трагедия в Москве произошла в новом жилом комплексе. А секретарь этого комитета Борис Крупнов обратил внимание и на долгострои – дома обманутых дольщиков. В силу своей основной работы Борис Крупнов достраивал такие дома. Одна из проблем: пока они в простое, в негодное состояние приходят тросы, их необходимо менять.
Кроме вопроса, где найти деньги, депутаты уточнили и то, как проводится освидетельствование лифтов, как за их эксплуатацией отвечающие за это компании следят в ежедневном режиме.
Заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу, генеральный директор ООО «Городская управляющая компания – Краснодар» Людмила Головченко поделилась опытом самой крупной управляющей компании в городе. В 440 домах из тех, что обслуживает эта компания, находится 1269 лифтов. Сейчас 561 требует замены. Депутат напомнила, что когда в 2011 году принимали краевую программу «Энергосбережение», планировалось: она станет ежегодной, значительная часть средств как раз пойдет на модернизацию лифтового хозяйства. В 2012 году программа позволила много сделать, но потом оказались другие, более срочные нужды бюджета. Кстати, в 2011 году вышел и новый технический регламент, он не позволяет продлевать еще на три года сроки эксплуатации лифта. Освидетельствование проводится ежегодно. Текущий ремонт делают в рамках соответствующего тарифа. Управляющие компании и фирмы, обслуживающие лифты, также инвестируют свои средства в этот процесс.
Руководитель ООО «Южная лифтовая компания» Вячеслав Солодунов подробно описал, как обслуживаются лифты: от подбора и обучения персонала до наличия современной аварийно-технической базы и диспетчерской, на пульт управления которой выводится все, что происходит в лифтах.
Кроме того, самая крупная управляющая компания постоянно обращается в краевые органы власти, предлагая разные варианты решения проблемы.
Их обсудили и на планерке.
Например, такой вариант. Что если аккумулировать средства, которые уже накоплены в «общем котле» региональной программы капитального ремонта, на счете регионального оператора? Это предложение прозвучало сразу от нескольких депутатов, в том числе от Людмилы Головченко и от Сергея Фисюка – заместителя председателя комитета по вопросам экономики, торговли, сельского хозяйства, предпринимательства и инвестиционной политики, избранного по партийным спискам ЛДПР. Но эти деньги можно использовать лишь частично, иначе «обвалится» остальная часть программы, а там – тоже «кричащие» объекты, та же кровля. На что тоже обратили внимание депутаты.
Субсидии можно выделить по депутатской Программе выполнения наказов избирателей. Также можно провести и разъяснительную работу с собственниками жилья, чтобы они добавляли средств, но это уже на будущее, на замену тех лифтов, срок эксплуатации которых истечет через пять-семь лет. Звучали предложения о принятии специальной программы на условиях софинансирования городского и краевого бюджетов.
Вадим Дьяченко считает необходимым разделить проблему на две части: то, что нужно сделать уже сегодня, и на ближайшее будущее. Те лифты, которые на подходе в ближайшие годы, но их срок эксплуатации еще не истек, и те, что уже нужно ремонтировать сегодня. Вообще, свою часть ответственности, считает депутат, должны понимать и собственники, ну а те из них, кто нуждается в адресной помощи, смогут ее получить в виде субсидий.
Итоги обсуждения подвела председатель городской Думы Вера Галушко. Она суммировала прозвучавшие в ходе дискуссии предложения. Надо и на перспективу с собственниками поработать, и найти способ оказать помощь тем из них, кто не в состоянии увеличить взносы. Но это для лифтов, которые еще не выработали срок эксплуатации. Что же касается тех 933, которые уже сегодня требуют замены, то здесь нужны срочные меры. Поэтому департаменту городского хозяйства и ТЭК предложено подготовить анализ ситуации и проект обращения в ЗСК, который после обсуждения на еще одной планерке и в думских комитетах будет вноситься на заседание краснодарского парламента.
многоквартирных домах Краснодара имеется 5366 лифтов. Освидетельствование лифтового хозяйства проводится ежегодно, и оно показывает: 933 из них уже сегодня выработали свой 25-летний срок эксплуатации и требуют замены. Если этого не сделать, нынешний технический регламент предусматривает только одну меру безопасности: остановку.
Модернизировать лифтовое хозяйство в последние годы помогали программы капитального ремонта в рамках ФЗ-185 и краевая программа «Энергосбережение». Первая позволила отремонтировать 402 лифта в краевом центре, но с нынешнего года она перестала действовать. Благодаря «Энергосбережению» заменили 163 лифта.
– Безопасность состояния лифтового хозяйства – вопрос актуальный, злободневный. Лифты играют очень большую роль в жизни любого многоквартирного дома. Если их остановят, пожилые люди просто не смогут выйти из дома. Поэтому некоторые лифты нужно отремонтировать, а те, у которых вышел срок эксплуатации, заменить.
Самая крупная в городе управляющая компания «ГУК-Краснодар» заключила договор с четырьмя организациями на обслуживание 1269 лифтов в 440 многоквартирных домах. По программе «Энергосбережение» в 2012 году отремонтировано 135 лифтов, 561 требует замены.
Борис Крупнов, секретарь комитета по вопросам молодежной политики, спорта и туризма:
– У нас в городе есть дома-долгострои, объекты так называемого долевого строительства. На них нужно обязательно обратить внимание и включить в программу: из-за долгого простоя тросы лифтов приходят в негодность.